СЕМЬЯ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ НАЦИЙ. В театре Владимира Назарова старую сказку об Ала-ад-Дине поставил его сын Артем
         


СЕМЬЯ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ НАЦИЙ. В театре Владимира Назарова старую сказку об Ала-ад-Дине поставил его сын Артем

11.12.2006
Алла ГЕРАСКИНА,
СЕМЬЯ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ НАЦИЙ. В театре Владимира Назарова старую сказку об Ала-ад-Дине поставил его сын Артем

В приглашении было написано: «Спектакль для будущих взрослых и бывших детей». Пришли и те, и другие — многочисленными семьями. Государственный музыкальный театр национального искусства под руководством Владимира Назарова так часто и называют — семейный. Потому что тут, зрелище для любого возраста: и музыка — почитай всех народов мира, и богатые национальные костюмы, и юмор, и вечные человеческие ценности в спектаклях со сказочными сюжетами.

В этот раз публика была особая — премьерная, много театральных людей.

Давали «Ала ад-Дина» — «музыкальную комедию о зарождении любви, дворцовых интригах и злоключениях Султана, его гарема, Визиря, Чародея и Джина». Взрослые бурно реагировали на эротичные танцы «жительниц» гарема и последствия осовременивания версии сказки — например, реплику Султана: «А что у нас со стабилизационным фондом?» — или Будур: «Папа. А ты знаешь, что такое женская истерика?». Дети радовались летающему колдуну, исчезающим в полу стражникам и зажигательным песням на непонятном языке.

В театре Назарова умеют погружать зрителя в национальную культуру с головой. Театр, родившийся из собранного Владимиром Назаровым ансамбля народных инструментов «Жалейка», позже преобразованного в Государственный ансамбль фольклорной музыки, поставил своей целью донести до своего зрителя многообразие культур народов мира «в век стирания национальных различий, унификации и глобализации».

Из параллельных достижений: организованный Назаровым Первый международный фестиваль национального искусства государств СНГ, целевой курс в Академии им. Гнесиных и функционирующий при театре клуб «Этномания». Здесь учат чтить традиции и подают наглядный пример.

...Последний выход на бис. Владимир Назаров настойчиво подталкивает в центр сцены героя вечера — режиссера-постановщика «Ала ад-Дина». Артему — тридцать. Выглядит гораздо моложе — глаза с длиннющими ресницами, не сходящая с лица смущенная улыбка. Про таких принято говорить: молодой человек из хорошей семьи. С семьей действительно повезло: фамилия у Артема Назаров.

С детства — кларнет и музыкальная школа. «Мучили дудкой», — улыбается Артем. Потом социологический факультет МГУ: «На третьем курсе возненавидел, но доучился» и школа-студия МХАТ, закончив которую в 2002-м, дипломированный специалист пришел на работу в образовавшийся в том же году Театр под руководством Владимира Назарова. Под руководством отца работал успешно — сначала с артистами как педагог по мастерству актера, потом над елками — как режиссер-постановщик, параллельно играл в спектаклях — «Лесная песня», «Скрипач на крыше», «Фрески»… И вот — первый самостоятельный «взрослый» спектакль.

«Для меня, конечно, это была совершенно особенная премьера, — признается мама Артема и директор театра Лидия Назарова. — Я сама была инициатором постановки этого спектакля — у нас в репертуаре было несколько восточных номеров, но мы давно хотели познакомить публику с волшебной восточной музыкой в более доступной и увлекательной форме. Мы с Владимиром Васильевичем пересмотрели кинофильм 1966 года «Волшебная лампа Аладдина» и заказали нашему постоянному автору Александру Шишову оригинальный текст. Ну а главное, мы доверили спектакль нашему сыну, и он нас не подвел. После самого первого показа я, честно говоря, плакала. А отец Артему сказал просто: «Премьера состоялась...»

Жить театром в нашей стране непросто. Даже у уникального в своем роде Театра Назарова бывают сложности со зрителем. «Прописан» далеко и неудобно — в концертном зале Олимпийской деревни на Юго-Западе. Есть свои преданные многочисленные поклонники, но специфика театра не предполагает частых премьер — каждый спектакль — это минимум год работы. Приходится удерживать низкие цены на билеты. «Пока папа наш музыку пишет, зарабатывает как композитор, — не унывает Лидия. — Сын за педагогическую работу в ГИТИСе какие-то деньги получает. И компьютеры настраивает — к сожалению, приходится этим заниматься».

И все же основная деятельность Артема — в театре. Денег мало, зато миссия значима и вполне выполнима. «Других национальных театров в России нет, музыкальный театр тоже не очень жив, — говорит он. — Это печально. Наша цель — продолжать российские музыкальные традиции, не опускаясь в «развлекаловку». Добиться того, чтобы зритель ушел со спектакля с какой-то мыслью, огоньком в душе. Наши спектакли — это русский взгляд на культуру других народов. И мы очень хотим донести до зрителя свою любовь к ним».

Алла ГЕРАСКИНА